Пьяцца-Армерина, великолепный город искусств, расположенный в центре Сицилии, гордится множеством памятников, которые рассказывают о его славном прошлом. Истинным символом города является римская Вилла дель-Каcале, относящаяся к концу IV века н.э., принадлежавшая влиятельной римской семье.
Потрясающая вилла времен Римской империи находится в самом центре острова, в провинции Энны (provincia di Enna), это великолепный загородный дом, чья слава в значительной степени объясняется прекрасными мозаиками, считающимися самыми красивыми и наиболее сохранившимися среди подобных произведений. Результатом кропотливой работы древних мастеров стали захватывающие наборные изображения, и сегодня украшающие живописные руины роскошной резиденции, включенной в 1997 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Некогда роскошный древнеримский дворец был построен на фундаменте более древнего строения. Ценность сицилийской Виллы дель Казале — в первую очередь в прекрасно сохранившихся напольных мозаиках, украшающих каждое помещение дворца. Во времена роскошной эпохи переносят нас искусные мозаики Виллы дель Казале на Сицилии, считающиеся одной из крупнейших коллекций древнеримского искусства, сохранившихся в исторических естественных условиях.
Эта древняя вилла, по своей красоте и исключительному богатству архитектурных и декоративных элементов, может считаться одним из самых значительных примеров парадного жилого комплекса. Она относится к 320-350 годам н.э. и, очевидно, принадлежала представителю правящей римской аристократии, возможно, римскому губернатору (Praefectus Urbi); по мнению других ученых, она была построена и расширена по прямому заказу высокого императорского чиновника, при этом называют имя Максимиана Геркулия, тетрарха Диоклетиана.
Обширные раскопки, проведенные в середине ХХ века, выявили 3500 квадратных метров мозаичных полов с наборными картинами и геометрическими орнаментами, а также колонны, статуи, капители и монеты.
Образ жизни владельца дома роскошно и красноречиво отражается в этой серии напольных и настенных мозаик, имеющихся во всех комнатах дома. В изображениях очевидны стилистические влияния Африки, что привело к гипотезе о присутствии среди мастеров выходцев с африканского континента. В мозаиках можно проследить различные стили и повествовательные циклы: один посвящен мифологии и поэмам Гомера, другой изображает природу и сцены повседневной жизни римской аристократии.
Среди руин виллы было выделено четыре различных зоны: монументальный вход с двором в форме подковы; центральная часть виллы, построенная вокруг внутреннего двора с садом; большой зал с тремя апсидами (trichora), которому предшествовала овальная колоннада, а вокруг располагались несколько комнат; комплекс терм.
В декабре 2012 года была завершена продолжавшаяся несколько лет реставрация мозаик и настенных росписей.
Теперь многие зоны открыты для посещения: комплекс терм, двор с портиком на входе и почетная арка; вестибюль и колоннада перистиля; подсобные помещения, в том числе комната «Малой охоты» (Piccola Caccia), коридор «Большой охоты» (Grande Caccia) и зал «Гимнасток» (Palestrite); хозяйские апартаменты на северной стороне с мозаикой, изображающей Улисса и Полифема, и зал с Амуром и Психеей, а также комнаты владельца на южной стороне, где мозаика рассказывает миф об Арионе (Mito di Arione), здесь же находится комната Эроса и Пана (stanza di Eros e Pan); Триклиний и портик; Базилика.
Наибольший интерес представляет мозаика с изображением десятерых девушек-спортсменок, одетых в современное подобие купальников, каждая со своим спортивным снарядом и в различных позах. Здесь представлен бег, игры с мячом, метание диска и т. д. Мозаика была найдена при раскопках в 1960-х годах археологом Джентили и получила полуофициальное название «Девушки в бикини».
Также на Вилле дель Казале прекрасно сохранились мозаики с охотничьим сюжетом, с изображением рыбачащих купидонов, скачек на колесницах, эротическая мозаика с объятиями полуобнаженной пары влюбленных и некоторые другие.
Не все помещения одноэтажной Виллы дель Казале удалось идентифицировать по их функциональному применению, но предполагают, что северо-западное крыло было отведено под термы (там сохранился водопровод), северная часть содержала гостевые комнаты и помещения для прислуги, а личные апартаменты хозяев и крупная роскошная базилика были в восточном крыле дворца.
Археологические раскопки на Вилле дель Казале начались еще в 19 веке, когда были найдены фрагментарные части мозаик. Исследования продолжались в 30-х годах 20-го века, а во время последних раскопок в 1960-х годах над мозаиками был возведен специальный купол.