Глава «Виллы» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)
Вилла в Сирмионе. Вилла Русси в Равенне. Вилла на острове Бриони. Вилла Адриана в Тибуре. Вилла в Пьяцца Армерина. Вилла в Неннинге
В императорский период продолжают существовать и развиваться ранее установившиеся в Италии типы вилл. Богатейший опыт, накопленный римской архитектурой в этой области, находит теоретическое обобщение в трактатах, записях и письмах античных авторов. Из них самым капитальным трудом был трактат Колумелы «О сельском хозяйстве» (I в. н.э.), содержащий ценные практические советы о наиболее правильном устройстве виллы и всех ее частей. Интересны также трактат Палладия (IV в. н.э.), письма Плиния Старшего (23 г. до н. э. — 79 г. н.э.) и Плиния Младшего (61—113 гг.), а также вдохновенные поэмы Горация о радостях жизни на природе.
Сельские виллы теперь нередко строились в несколько этажей, что позволяло сосредоточить в одном месте разбросанные строения разросшихся служб. Одна из вилл в Боскореале, прямоугольная в плане, была двухэтажной. В ее удлиненный двор выходили кухня, столовая, маслодельня, кладовые, дровяной склад, сеновал и жилища. Аналогичная вилла в Граньяно имела вход с угла, рядом с которым была комната вилика (управляющего виллой) и стойла. По сторонам большого двора располагались винодавильня, пекарня и другие службы и две группы залов вокруг небольших двориков, видимо, апартаменты владельцев.
Но наиболее распространенным среди вилл Италии I—II в. н.э. стал смешанный тип (villa urbano-rustica), так как он давал возможность владельцу сочетать труд с отдыхом и развлечениями. Распространение калориферного отопления, позволившее расширить число зимних помещений, сделало удобным пребывание на вилле круглый год. Виллы этого рода исключительно разнообразны: в одних обе главные части виллы развиты равномерно, в других преобладает производственный сектор, в третьих, наоборот, резиденция владельца с садом, парком и различными затеями. Не менее многообразна и архитектурная композиция вилл. Наряду с виллами, представлявшими собой единый объем или группу примыкающих друг к другу построек, существовали виллы, в которых не только дом владельца, но и различные хозяйственные и производственные помещения строились в виде отдельных, отстоящих друг от друга зданий, размещенных в соответствии с рельефом участка.
188. Сирмионе. Вилла, конец I в. н.э. — начало II в. н.э. Современный вид, план189. Равенна. Вилла Русси, I в. н.э. Реконструированная частьВилла в Сирмионе (Северная Италия, конец I — начало II в. н.э.) представляла собой целостный архитектурный объем, прямоугольный в плане (его длина 159 м), с большим перистилем в центре и двумя выступающими корпусами по продольной оси (рис. 188). Южный (на плане вверху) выступ с террасой и бельведером был обращен к озеру. Служебные помещения нижнего этажа были заглублены в землю. Вдоль коротких; сторон здания располагались жилые комнаты и писцина, а вдоль длинных — криптопортики и коридоры. Вилла имела ступенчатый силуэт, так как ее верхние этажи несколько отступали от края, образуя террасы с портиками и экседрами.
В противоположность компактному и высотному объему этой виллы вилла Русси близ Равенны (начала империи, рис. 189) представляла собой протяженную систему зданий и дворов, заключенных в квадратную ограду со стороной 150 м. Вилла, не имеющая четко выраженной осевой композиции, раскрыта еще не полностью. Северную ее часть занимала резиденция владельца, состоявшая из покрытых росписями залов с мозаичными полами вокруг двух перистильных дворов. Центральный зал между перистилями был двухэтажным. С востока к парадной части виллы примыкал производственный двор, а с юга — большой сарай с колодцем и водоемом для скота. В южном углу участка высилась цистерна, сообщавшаяся с термами. На вилле найдены также остатки кузницы и керамической мастерской.
190. Остров Бриони. Вилла, I в. н.э. ПланВилла на острове Бриони (рис. 190) занимала побережье глубокой бухты и распадалась на ряд отдельных элементов, живописно включенных в пейзаж: террасный дом с двумя перистилями и расположенным на верхней террасе резервуаром для воды; закругленный портик с тремя храмиками, образующий архитектурный фон изгибающегося берега; мол, пристань и длинный портик и павильоны вдоль пляжа; далее термы, рыбный садок и маслодельня (разведение рыбы и изготовление оливкового масла были основными статьями дохода этой виллы).
Загородные виллы в этот период строились реже, но немногие резиденции крупнейших фамилий приобрели грандиозный масштаб. Впервые этот масштаб был предопределен загородной виллой императора Адриана в Тибуре (рис. 191, 192).
191. Тибур. Вилла Адриана, 118—138 гг. н.э. Генеральный план, макет виллы192. Тибур. Вилла Адриана. План главной части. Реконструкция главного здания Золотой площади; вестибюль Золотой площадиПо определению Ланчани, вилла Адриана — «царица императорских вилл античного мира». Она сильно пострадала от хищнических раскопок, и сейчас трудно представить себе во всех деталях этот великолепный и очень сложный комплекс. В основном вилла была построена в 118—138 гг. под непосредственным руководством Адриана, но закончена уже после его смерти. Она отличалась исключительной живописностью.
Согласно сведениям античных источников, по желанию императора на его вилле были воспроизведены некоторые прославленные местности (Темпейская долина у отрогов Олимпа и др.), а также возведены Пойкиле, Ликей, Академия, Пританей и Каноп. Это не были копии знаменитых построек античного мира, виденных Адрианом во время его путешествий по империи, но лишь весьма отдаленные вариации на темы этих зданий. Очень многое в композиции виллы определялось пейзажем. Построенная на склоне холмов, она ориентирована приблизительно с севера на юг. Наиболее возвышенные точки виллы — Академия и Золотая площадь — находятся на отметке несколько выше 100 м над уровнем моря, самая нижняя точка (район входа) — на отметке 62,4 м. С востока и запада площадь виллы ограничивается долинами. Вилла расположена так, что, входя в нее, посетитель находится в самой нижней точке и горизонт его ограничен. Какую бы из расходящихся отсюда дорог он ни избрал, он с каждым шагом поднимается все выше, его горизонт расширяется, в пейзаж включаются все новые холмы, долины, парки и скрывающиеся среди них здания и скульптуры. Яркая зелень холмов, затененные прохладные долины, блеск на солнце мрамора зданий, скульптуры и зеркала водных поверхностей — весь очеловеченный пейзаж благодатной средней Италии, ограниченный на горизонте высокими холмами, с каждым шагом все больше развертывается перед посетителем.
В плане виллы отсутствует регулярность, он распадается на четыре группы сооружений: так называемую зону Больших перистилей (где находились жилые апартаменты императора), Пойкиле, Каноп и Академию. Однако каждая из них была четко организована вокруг своего центра.
Один из малых ансамблей образуют здания, сосредоточенные вокруг прямоугольного перистиля Золотой площади (ее размер 61X60 м), названной так из-за обилия и богатства сделанных здесь находок.
Меньший масштаб соседних построек заставлял воспринимать примыкающие к перистилю сооружения как более грандиозные, чем они были в действительности. Вдоль более коротких сторон площади располагались: с северо-востока — вестибюль с двумя фланкирующими его небольшими залами; с юго-запада — сложная система помещений вокруг центрального зала, служившего предположительно приемным залом императора.
Здания Золотой площади чрезвычайно интересны с точки зрения того, насколько далеко римские зодчие пошли в области освоения криволинейных пространств и их перекрытий. В центрическом купольном вестибюле чередование сменяющих друг друга полукруглых и прямоугольных ниш создало внутреннее пространство сложной формы. Давление купола, в центре имевшего опайон, а в нижней части разбитого распалубками на восемь опорных ребер, передавалось на углы здания, к которым в интерьере были приставлены колонны. Отмечаемую вестибюлем центральную ось ансамбля далее продолжал пересекавший Золотую площадь длинный бассейн с фонтанами, подводивший к входу в юго-западную часть комплекса.
Композиция этой главной части ансамбля при всей ее ясной симметричности весьма сложна. В квадратном среднем помещении восемь крестообразно расположенных опор несли восьмичастный купол диаметром около 20 м с опайоном. Расположенные в углах четыре ниши с апсидами имели выступающие наружу дугообразные портики. Четыре прохода между ними были заполнены портиками обратной кривизны. Проход, противоположный входному, вел в закругленный нимфей, два других — в атрии по сторонам главного зала. Подкупольное пространство главного зала с одной стороны расширено портиками проходов, но с другой стороны деформировано вторгающимися портиками обратной кривизны. Изощренность плана и сопоставление взаимопроникающих пространств криволинейных очертаний приобретают здесь невиданную ранее степень виртуозности. Фланкирующие главный зал маленькие атрии с бассейнами посредине и двумя криволинейными сторонами каждый в свою очередь являлись центрами открывавшихся в них прямоугольных зал. В целом в сооружениях юго-восточной части Золотой площади была достигнута стройная организация последовательно подчиненных друг другу пространств. В перекрытии ядра этого сложного комплекса сочетались различные виды сводов: восьмилопастной купол с распалубками окружали, чередуясь, купольные части перекрытий закругленных проходов и трехчастные сомкнутые своды угловых ячеек, к которым примыкали цилиндрические своды угловых ниш и маленькие полукупола апсид. Купол производил внушительное впечатление, будучи сопоставлен с нарочито миниатюрными колоннадами портиков и гораздо меньшим куполом вестибюля, и доминировал в ансамбле Золотой площади.
К северо-западу от Золотой площади, следуя уровню постепенно понижающейся местности, находились жилые помещения императора, его свиты и гостей, далее — греческая и латинская библиотеки, а слева — терраса, с которой открывался вид на Темпейскую долину. Ко двору греческой библиотеки примыкал круглый нимфей, называемый Морским театром и служивший местом уединения и занятий императора (рис. 193). В центре нимфея находился окруженный каналом круглый островок (диаметром 24,5 м) с комнатами и портиками прихотливых очертаний и атрием с вогнутыми внутрь дугообразными стенами. Мраморные берега канала окаймляла изящная колоннада белого мрамора, отражавшаяся в воде.
193. Тибур. Вилла Адриана. Морской театр. План, общий вид194. Тибур. Вилла Адриана. Пойкиле. План, современный вид195. Тибур. Вилла Адриана. Каноп. Современный вид, план196. Тибур. Вилла Адриана. Каноп. КариатидыРядом с Морским театром возвышалось самое большое сооружение виллы — Пойкиле (рис. 194), построенное под впечатлением знаменитого расписного портика Афин. Две могучие стены длиной 232 м, соединенные дугообразными поперечными стенами (97 м), образовывали площадь с писциной в центре, окруженную портиками для прогулок. Благодаря ориентации по сторонам света, один из портиков был всегда освещен и согрет солнцем, а другой погружен в тень, что позволяло выбрать для прогулки подходящий портик. Северная стена Пойкиле имела также наружный портик.
В юго-восточной части виллы находился Каноп, который являлся как бы моделью знаменитого египетского святилища бога Сераписа близ Александрии, к которому подводил канал Еврип (рис. 195, 196). Канал на вилле Адриана (размером 119Х18 м) был окаймлен колоннадой, в перекрытии которой арки чередовались с отрезками архитрава. В середине правого берега вместо колонн стояли кариатиды и силены, а на левом берегу двойной ряд колонн служил основанием перголы. Канал замыкался нимфеем, имитирующим Серапейон. Подводившаяся акведуком вода поступала в бассейн за большой полукруглой нишей и, разветвляясь, выливалась через нее в виде фонтанов и каскадов вниз, в канал, зеркало которого отражало многочисленные статуи (копии египетских и классических греческих скульптур).
Из построек виллы выделяются также трехъярусный бельведер (так называемая Роккабруна); огромный квадрипортик (51x32 м) с рыбным садком; термы с гелиокамином; греческий театр и др.
На этой самой великолепной из римских вилл многие сооружения приобрели не только преувеличенный или преуменьшенный масштаб, но и необычный на римской почве архитектурный образ и формы (приемный зал в ансамбле Золотой площади, нимфей Морской театр, Академия — здание причудливой конфигурации, служившее летней резиденцией императора, и др.). Это отражало, с одной стороны, изощренный вкус владельца виллы и его склонность к эклектизму, а с другой — интереснейшие поиски римских зодчих в области конструкции и архитектурной формы, во многом предвосхитившие искания архитекторов итальянского барокко.
От II в. н.э. дошли остатки еще двух больших вилл в окрестностях Рима. Одна из них — вилла Квинтилиев на Аппиевой дороге, еще мало изученная и состоявшая из двух групп зданий по концам огромного перистильного сада размером 100X250 м. Другая вилла Сетте Басси на Латинской дороге, состоявшая из трех зданий в несколько этажей, построенных в середине II в. на одной из узких сторон участка длиной 320 м, огражденного с трех сторон крипто-портиками с ротондами по концам. Внутри ограды имелись большой ипподром, храмик и ряд различных сооружений. В противоположность свободной планировке многих вилл начала империи здесь наметилась тенденция, впоследствии ярко выразившаяся в резиденции Диоклетиана в Салоне — заключать ансамбль виллы в четкие прямоугольные границы и окружить ее массивной оградой.
197. Пьяцца Армерина (Сицилия). Вилла, IV—V вв. н.э. Реконструкция общего вида, мозаика пола зала Малой охотыК числу больших загородных резиденций относится и более поздняя вилла близ Пьяцца Армерина на о. Сицилия (рис. 197). Этот необычный и во многом еще неразгаданный ансамбль, по-видимому, был охотничьей резиденцией ряда императоров и сложился в течение IV—V вв. Вилла является богатейшим сочетанием разнообразнейших криволинейных в плане архитектурных форм, сопоставленных друг с другом и с прямолинейными формами.
Основу ориентированной с востока на запад виллы составляет прямоугольный перистиль с большой писциной усложненных очертаний по его оси. Несколько выше лежит коридор с закругленными концами, за которым вытянутое здание, расположенное еще выше и с приподнятой апсидой, продолжает ось перистиля. Из остальных связанных с коридором закругленных залов один имел полукруглый перистильный дворик. Другие здания вокруг перистиля не подчинялись осевой композиции, но располагались свободно, под разными углами к перистилю и промежуточным помещениям. Таков близкий в плане к овалу перистиль с нимфеем в западной части и лежащим выше трехлепестковым в плане залом с колоннами. К северо-западному углу главного перистиля присоединялся корпус терм с вестибюлем, окруженным венцом апсид. С запада к перистилю подходил неправильный многоугольный вестибюль. Вход в него со двора оформлен трехчастной триумфальной аркой с фонтанами у средних пилонов. Вилла расположена на очень пологом склоне, поэтому лишь из некоторых ее частей был возможен обзор окрестного пейзажа. Достопримечательностью виллы являлись ее великолепные мозаичные полы. Широкий верхний коридор длиной 60 м покрыт мозаиками со сценами охоты. В центре пола — панно с изображением именитого владельца усадьбы со свитой. Мозаики пола в трехапсидном зале представляют подвиги Геракла.
В этой вилле полностью выразились обе тенденции, которые частично проявлялись в виллах и императорских дворцах предшествующих столетий, — интерес к построению пространств сложных криволинейных очертаний и стремление к свободной композиции целого.
В III—IV вв. в связи с упадком и децентрализацией Римской империи, с ослаблением, а местами и с прекращением внешней торговли и обмена между областями в экономике происходил постепенный переход к натуральному хозяйству. Возросла роль крупных поместий и вилл, которые стали основным местом пребывания знати, утратившей к этому времени всякое влияние в политической жизни. В этих условиях многие виллы приобрели сугубо хозяйственный уклон. В некогда роскошных загородных виллах перистили и парадные залы приспосабливались под производственные помещения и склады. Переход от рабства к колонату привел к преобразованию сельских вилл и вилл смешанного типа. Казармы рабов в их составе были заменены рядом мелких усадеб, разбросанных вокруг господской усадьбы. Тем самым вилла постепенно приобретала вид деревни.
198. Неннинг. Вилла, III в. н.э. ПланПровинциальные виллы при всем их разнообразии могут быть разделены на два основных вида — северные и южные (хотя виллы северных типов могли иногда встречаться на юге, и наоборот). Виллы северных типов (северная Галлия, Германия, Британия, дунайские провинции) обычно лишены перистильных дворов, многие помещения их снабжены калориферным отоплением. Вилла в Неннинге близ Августы Треверов (III в., рис. 198) — характерный пример рейнских вилл. Она состоит из прямоугольного здания с портиком и ризалитами и двух флигелей, выдвинутых вперед и образующих двор. Любопытна вилла в Тетингене (рис. 199), средний корпус которой имел дугообразный план.
199. Вилла в Тетингене, III в. н.э. План200. Паннония. Типовые планы виллВиллы в Паннонии на Дунае обычно имели симметричный прямоугольный план. Одни из них делились пополам сквозным коридором в середине, другие строились вокруг перистильного двора, а третьи имели выступающие угловые объемы (рис. 200).
Виллы южных типов (южная Галлия, Испания, северная Африка) более тесно связаны с италийскими прототипами (например, вилла Ширага в южной Франции сильно напоминает некоторые виллы в Помпеях, рис. 201).
Любопытна вилла в Абикади (Испания), где вытянутый план, характерный для соседней Галлии, сочетался с весьма своеобразным решением центральной части — большим шестигранником, за каждой из сторон которого находилось по комнате (рис. 202).
201. Ширага (Галлия). Вилла. План202. Абикади (Испания). Вилла. ПланМногие из сирийских вилл имели два-три этажа. Двухэтажной была вилла в Эль-Бара. Три этажа имелось в вилле Муджеба.
Позднеантичные виллы часто многоэтажны с ясно выделенным центральным ядром и сильной пластической разработкой поверхностей стен. В этот период тяжелых внутренних потрясений и вторжений варваров как на территорию провинций, так и в Италию, виллы и связанные с ними сельские поселения стали обноситься каменными стенами и превратились в маленькие крепости — прообразы будущих феодальных замков.