Принципы непрерывного перемещения грузов заложены настолько давно, что внушают уважение. Канули в Лету изобретатели способа перемещения, но конвейер остался в истории. Волок судов по бревнам, таскание камней на полотнах по песку. Всё это – конвейер.
Главным в конвейере была непрерывность движения
Разумеется, первые варианты «конвейерных» лент шли под уклон, фундаменты конструкций обнаружили археологи в Египте. По оценке современных инженеров, перемещение глыбы весом 23 тонны стало бы сложной задачей с привлечением тяжелой техники. Однако, египтяне, точнее рабы, справлялись с задачей без мощных устройств, реализовали принцип конвейера – последовательное перемещение тяжелого груза с помощью следующего «камня».
По мнению археологов, древние «прорабы» умели найти «центр тяжести» перемещаемой глыбы, после чего:
- Трение качения компенсировало трение скольжения;
- Приданный импульс движения глыбе позволял передвинуть её на несколько метров;
- В условиях благоприятного рельефа глыбу можно было перевернуть.
Эксперимент повторили в условиях близких к пустыням вокруг Египетских пирамид, что показало действенность конвейерного метода. Двести волонтеров переместили на 1,5 километра камень весом в 12 тонн, используя канаты, воду и произрастающий в этой местности саксаул. Дерево сыграло роль «смазки», позволяя сдвинуть, казалось бы, незыблемый кусок гранита.
Отметим, что эксперимент проходил в точном соответствии с рисунками, без применения современной техники. Рисунки датированы XXVI в. до н. э., достаточный срок, чтобы убедиться в том, что конвейерные технологии действительно с нами давно и спорить с этим бессмысленно.
Первый конвейерный ролик был обычным бревном
Конечно, сейчас технологии на высоте, прежде всего в том, что система подшипников обеспечивает непрерывность движения ленты, транспортирующей груз. Однако, нагрузки, которые приходилось преодолевать нашим предкам, требовали нескольких моментов:
- Быстрое перемещение груза (в основном торговые суда);
- Прокладка минимальных траекторий между водными артериями;
- Минимальные усилия при перемещении грузов.
Отсюда и возникла идея инженеров приспособить метод «волока судов» по смазанным брёвнам для транспортировки других грузов. Прототипом стала зубчатая шестерёнка (тот же Египет), способная «тащить полотно» (простроченная кожа) на верхние этажи дворцов фараонов. Грузоподъёмность была невелика, но основной принцип инженеры США и России подсмотрели.
Сейчас уже неважно, чей был приоритет, важнее, что ролик конвейерный позволил распределить нагрузки на движущуюся ленту, обеспечив минимальные усилия на техническое обслуживание. И главное – качественные ролики сняли ограничение на длину ленты, поскольку выход из строя одного опорного валика никак не сказывался на производительности конвейера.
Так что, если увидите ленту, по которой транспортируют камни и глыбы, будьте уверены, всё это доедет до места назначения. Современные конвейерные ролики, даже выйдя из строя, не затормозят конвейер.