Следопыт, турки и венский кофе
Фильтровать по датеКофе – второй (после чая) по популярности горячий напиток в мире. Его пьют от Аляски до Кейптауна и от Чукотки до Панамы. Пьют с сиропом для кофе, пьют со сливками, растворимый и по-турецки, есть даже холодный кофе (не в смысле остывший, а специально приготовленный "холодным завариванием" тонизирующий напиток).
Несмотря на распространенность термина "Бразильский", родина кофе – отнюдь не Америка. Тут, возможно, роль сыграло еще то, что широкое распространение в Европе кофе получил приблизительно в одно время с "американскими" продуктами – картофелем, перцем, кукурузой и табаком. Да и продавался он в "лавках колониальных товаров".
Кофе – уроженец Аравии, или даже скорее Йемена (южной оконечности Аравийского полуострова). Отсюда и название одного из наиболее распространенных сортов - "арабика". По легенде, некий пастух заметил, что его козы поглощают плоды некоего кустарника, после чего становятся необычайно резвыми и бодрыми. Видать, пастуху было достаточно скучно, и был достаточно любопытным, чтобы попробовать эти плоды самому. Не знаю, насколько ему могли понравиться зеленые плоды (популярный ныне "зеленый кофе" – это не то, это зрелые ягоды, просто по-другому ферментированные), но кофе вошел в рацион сначала бедуинов, а затем, с распространением арабской цивилизации – и по всему Халифату.
Турки, как часть Исламского мира, естественно, переняли и в том числе привычку пития кофе ("кахва"). И вот от турков кофе попал в Европу – что интересно, на той самой "крайней точке", когда османская экспансия остановилась, переломилась, и дальше Великолепная Порта не расширялась. Речь идет о знаменитой осаде Вены в 1683 году.
Как известно, турки ее проиграли, поспешно отступили от стен осажденного города, бросив даже обоз. В котором, естественно, был немаленький запас кофейных зерен. Но европейцы не знали, что делать с этими странными "бобами" и решили наградить ими человека, который внес огромный вклад в победу под Веной. Звали его Юрий-Франц Кульчицкий, и родом он был из Украины.
Его биография достойна отдельного романа: он успел побывать и в посольской миссии, и повоевать в разных местах, торговал, путешествовал и хорошо знал турецкий язык и несколько славянских. В общем, что-то среднее между Джеймсом Бондом и Арагорном. Кстати, осада Минас-Тирита в трилогии Толкиена очень "толсто" намекает как раз на ту самую осаду Вены, включая завершающую атаку конницы. Только в реальности это были не всадники Рохана, а "летучие гусары" Яна Собесского. А привел их под стены Вены кто? Правильно, наш пан Юрий.
Пан Кульчицкий (не пропадать же добру в виде сотен мешков с кофе?) открыл в Вене первую в Европе (на самом деле нет, были уже в Италии) кофейню, которая быстро завоевала популярность, в том числе и благодаря экспериментам самого хозяина – именно он начал добавлять в горький восточный напиток сахар, молоко и, возможно, сироп.